Сайт Инвестора и Спекулянта «BuLL and BeaR»
[ Главная ]  [ Биографии ]  [ Статьи ]  [ Библиотека ]  [ Форум ]  [ Контакты ]  [ Карта сайта ] 

Об ошибках и ловушках в бизнесе

Дж. Пол Гетти

1 2 3 | стр.1

Каждый бизнесмен и руководитель в ходе своей карьеры совершает ошибки. Важно научиться извлекать из них уроки и избегать их повторения. Однако существуют определенные постоянно повторяющиеся ситуации, где эти ошибки случаются чаще всего. Умный руководитель должен предвидеть такие ловушки и избегать их. Ошибки и ложные умозаключения неизбежны, но менталитет миллионера, о котором уже было сказано, поможет выжить и даже извлечь пользу из этих ситуаций.

Как и большинство людей, я предпочел бы, чтобы воспоминания о моих ошибках постепенно сгладились и исчезли из памяти. Но есть и такие, которые забыть невозможно. Я расскажу вам о трех монументальных "ляпах", о которых буду помнить всегда.

Первый из них произошел еще в те дни, когда я работал на нефтеносных полях Оклахомы. Купив земельный участок в местности, которая позднее получила известность под названием Йельская Заводь, я нанял геолога, чтобы он обследовал местность и дал рекомендации, стоит ли проводить здесь буровые работы.

   – Здесь никакой нефти нет и в помине, – доложил он мне. – Участок абсолютно бесполезный. Самое лучшее, что можно с ним сделать, это продать. Я так и сделал, последовав его совету. Вскоре Йельская Заводь оказалась богатейшей нефтеносной зоной. Я упустил целое состояние.

Вторая колоссальная ошибка (и не только в экономическом отношении) была совершена мною в 1931 году. Фирмы, в которых у меня были контрольные пакеты акций, купили по демпинговым ценам акции мексиканской нефтяной компании "Мексикэн Сиборд". В то время фондовый рынок держался на очень низком уровне. Я был уверен, что мы сделали очень хорошее и надежное вложение, но мои коллеги опасались, что рынок опустится еще ниже.

   – Мы не можем больше так рисковать, – говорили они. – Нам надо избавляться от этой компании. В конце концов я сдался и пошел на поводу у большинства. Мы продали акции "Мексикэн Сиборд". Если бы мы придержали их, то смогли бы установить полный контроль над этой компанией за фантастически низкую цену. Все последующие события показали, что это была бы наша самая удачная сделка, на которой можно было заработать миллионы.

Самый крупный промах был допущен в 1932 году. Я был заинтересован в получении нефтяной концессии в Ираке, где геологические прогнозы и исследования указывали на наличие колоссальных залежей нефти под раскаленными песками пустыни. Мои представители, которые вели переговоры с иракским правительством в Багдаде, сообщили, что имеется очень соблазнительная возможность получить концессию за несколько десятков тысяч долларов. Именно в это время цены на сырую нефть в США рухнули. Нефть из восточного Техаса продавалась всего по 10 центов за баррель. Нефтяная промышленность запаниковала. Опасаясь рисковать капиталом в таких обстоятельствах, я приказал своим представителям в Багдаде прекратить переговоры.

В 1949 году, когда мне в очередной раз представилась возможность купить нефтяную концессию на Ближнем Востоке, я незамедлительно ухватился за нее. Но условия сильно изменились за прошедшие 17 лет. Теперь мне пришлось выложить за подписание концессионного соглашения 12,5 миллиона долларов!

Все это было бы не так плохо, если бы это были мои единственные ошибки, но я совершал и множество других и еще немало сделаю их в будущем. Как я уже говорил, бизнесмены не являются исключением из правила, которое гласит, что всем свойственно ошибаться.

И естественно, что большая часть ошибок совершается молодыми бизнесменами в силу их неопытности и незрелости. Некоторые из этих промахов совершаются по неосторожности, не имеют серьезных последствий, и их вполне можно понять и простить. Другие ошибки становятся следствием недостаточной подготовки или неправильного понимания смысла бизнеса в целом или какого-то его конкретного направления. Но есть и ошибки, причиной которых становится некомпетентность. Именно они чаще всего и губят карьеру бизнесмена.

Примеры, почерпнутые мною из личного опыта, иллюстрируют три основные категории ошибок, которые я считаю наиболее типичными и часто встречающимися в бизнесе, особенно у молодых предпринимателей.

Первая из них – это неумение или неспособность отличить факт от умозаключения. Хотя последнее может быть тщательно продумано и основывается на фактах, но все же остается лишь умозаключением, причем нередко ошибочным. Качество умозаключения зависит от информации, на которой оно построено, на квалификации работника, который его высказывает, и на его способности правильно интерпретировать информацию, которой он располагает. Бизнесмены зачастую склонны читать или выслушивать чужие мнения и принимать их за факты, а затем строить на них свои планы или принимать решения без дальнейшей проверки и изучения. В этом и заключалась моя ошибка, когда я продал участок в Йельской Заводи. Хотя я прекрасно осознавал, что в те дни геология была далеко не точной наукой, я слепо принял на веру мнение геолога, который обследовал территорию и не потрудился проконсультироваться с кем-нибудь еще, чтобы сопоставить точки зрения. Я не могу обвинять геолога за то, что он дал мне неправильные рекомендации. Винить здесь можно только себя в том, что я принял их за чистую монету.

Склонность принимать за факты чужие мнения и даже слухи довольно распространена. Если кто-то в этом сомневается, то вспомните, как часто вы слышали выдаваемые за факт утверждения, почерпнутые из газет, из пропагандистских листовок или просто из базарных слухов.

Вспомните, например, "бородатую" историю о Пальце страдавшего проказой повара-китайца, обнаруженном в миске с едой (причем буквально в соседней китайской забегаловке). Эта история передавалась из уст в уста, когда я был еще совсем маленьким. Рассказывают ее и в наши дни, и все еще находятся люди, которые ей верят. Это, разумеется, крайний случай, но бизнесмены нередко принимают решения под влиянием чужих мнений и слухов, основанных на фактах не больше, чем упомянутая малоаппетитная история. Многие, казалось бы опытные, предприниматели покупают или продают внушительные пакеты акций только потому, что слышали из "надежных" источников о предстоящем повышении или падении курса акций на бирже. В девяти случаях из десяти они убеждаются, что совершили ошибку, потому что положились на чужое мнение, вместо того чтобы самому оценить факты.

Недавно один знакомый промышленник потратил почти 100 тысяч долларов на покупку сырья для производства нового изделия, которое, как явствовало из прочитанной им статьи в деловом журнале, пользуется большим спросом. Не успев даже толком развернуть производство, он обнаружил, что еще пять других фирм опередили его и сбывают этот товар. Этого бы не случилось, если бы он предварительно проверил все факты, прежде чем ввязываться в глупую ситуацию.

Возможно, существуют еще другие источники сведений, помимо фактической информации. Но если они и есть, то я не представляю себе, что бы могло быть. Во всяком случае, это не чужие мнения и не слухи, замаскированные под факты, для того чтобы добиться успеха в какой-либо сделке или проекте, бизнесмен должен собрать все имеющиеся неопровержимые факты и самостоятельно изучить их. Нет ничего зазорного в том, чтобы поинтересоваться мнением других и попросить у них совета. Ошибкой будет лишь слепое следование этим советам, если вы не убедились, что они основаны на фактах. Это одно из первых правил, которые должен усвоить молодой бизнесмен или руководитель. В противном случае он может прочувствовать этот урок на собственной шкуре. Если бизнесмен принял решение, основанное на фактах, то он вправе строить на нем курс, по которому будет двигаться. В дальнейшем он должен строго придерживаться этого курса. Уклонение от него – это следующая ошибка, которую часто допускают молодые, а порой и не очень молодые предприниматели.

Именно в этом заключался мой просчет в 1931 году. У меня не хватило внутренней убежденности, чтобы следовать собственным решениям. Я был уверен, что акции "Мексикэн Сиборд" – хорошее, просто замечательное приобретение. Я тщательно, во всех деталях изучил историю этой компании, ее организационную и финансовую структуру, характер ее долгов, потенциал и многие другие существенные факторы. Лишь после этого приобрел за свой счет большой пакет акций "Мексикэн Сиборд" и использовал свое влияние, чтобы убедить контролируемые мной фирмы поступить так же. Когда акции этой компании упали на несколько пунктов, совет директоров, членом которого был и я, занервничал и проголосовал за их продажу. Мои аргументы не были услышаны, и пакет акций был продан. В результате, вместо того чтобы следовать своему первоначальному плану, я пошел вслед за другими и тоже спустил свои акции, понеся при этом существенные потери, так как акции пришлось продать ниже цены, по которой они приобретались. Однако намного более серьезными оказались потери от упущенной выгоды, поскольку в последующем эти акции выросли в цене во много раз – как я и предсказывал. Ведь я знал это, основываясь на тщательном изучении документов компании.

1 2 3 | стр.1
Поиск по сайту:
При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна

Copyright © 2003 - 2017   Все права защищены
Сайт Инвестора и Спекулянта «BuLL and BeaR»


Rambler's Top100 Яндекс цитирования