Сайт Инвестора и Спекулянта «BuLL and BeaR»
[ Главная ]  [ Биографии ]  [ Статьи ]  [ Библиотека ]  [ Форум ]  [ Контакты ]  [ Карта сайта ] 

Рейтинги и рэнкинги

1 2 3 | стр.1

Хотинская Г.И., Карпузов Ю.С.

   В рыночной экономике рейтинги стран, регионов, предприятий и организаций представляют важный источник информации о надёжности существующих и потенциальных партнёров, о допустимом уровне доверия и рисках делового взаимодействия. Текущий уровень рейтинга и его динамика служат сигналом для сохранения, расширения или свёртывания взаимосвязей. Рейтинги являются инструментом установления, поддержания и регулирования делового общения.
   На развитых рынках рейтинги отражают деловой образ предприятий финансового и реального секторов, региона, страны. Умение создать деловой образ на любом уровне влияет на национальную конкурентоспособность, является составляющей информационной и экономической безопасности государства. Созданный с помощью рейтинга деловой образ может не соответствовать реальному состоянию. Это вызовет отток инвестиций в случае рейтинговой недооценки или создаст атмосферу спекуляций, порождённых радужными ожиданиями, в случае завышения рейтингов.
   Рейтинги характеризуют уровень стабильности и надёжности, устойчивости и платёжеспособности стран, регионов и предприятий, что актуально для предприятий всех отраслей и видов деятельности. Прежде всего рейтинги востребованы на финансовых рынках и воспринимаются как необходимый инструмент их инфраструктуры, обеспечивающий осуществление права инвестора на получение объективной независимой информации о кредитоспособности заёмщика.
   Для инвестора рейтинг является источником информации при принятии решения о покупке-продаже, характеризует уровень прозрачности и предсказуемости эмитента, снижает риски формирования инвестиционного портфеля. Рейтинг для инвестора является инструментом анализа и прогноза тенденций на рынке. Благодаря рейтингу инвестору нет нужды оплачивать дорогостоящие аналитические исследования кредитоспособности эмитентов. Напуганные азиатским кризисом 1997 г., российским дефолтом 1998 г. и масштабными корпоративными скандалами в западных странах на рубеже тысячелетий, инвесторы стали уделять больше внимания снижению рисков при вложении средств, ориентируясь на заёмщиков с хорошим корпоративным управлением и высоким рейтингом. Опросы и анализ поведения различных групп инвесторов показывают, что размер премии, которую они готовы платить за акции компаний с хорошим корпоративным управлением, варьирует от 10 до нескольких сотен процентов. (Для России эти показатели находятся в диапазоне 30-200%.)
   Эмитенту рейтинги позволяют информировать потенциальных инвесторов о выпускаемых ценных бумагах, о гарантиях своей кредитоспособности и надёжности. Они также позволяют продемонстрировать финансовую прозрачность деятельности и способствуют формированию кредитной истории. Помимо этого рейтинги позволяют эмитентам уменьшить необходимость в аккредитивах, гарантиях или залоге. Учитывая общий рост требований к корпоративному управлению и рейтингованию, ведущие зарубежные биржи стали включать в правила листинга наличие авторитетных рейтингов. За последние 4 года в этом отношении стали жёстче и правила листинга российских бирж. Таким образом, эмитенты с хорошим уровнем корпоративного управления, подтверждённым рейтингом, обладают лучшими возможностями для выхода на биржи и для привлечения инвесторов.
   Для хозяйствующего субъекта получение рейтинга означает подтверждение деловой репутации и является инструментом PR-менеджмента. Рейтинг создаёт конкурентное преимущество и повышает маркетинговую привлекательность. Рейтинг позволяет предприятиям и организациям разнообразить политику заимствований, способствует снижению стоимости займов и оптимизирует затраты. Благодаря рейтингу хозяйствующий субъект получает эталон оценки положения предприятия относительно равных ему и конкурирующих с ним субъектов рынков. Это позволяет определять стратегию развития и корректировать стратегию менеджмента. Для многих западных стран и их ведущих компаний конца XX в. характерна утрата конкурентных преимуществ в пользу "новых индустриальных стран" (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия). Фундаментальные экономические показатели их активов начали сближаться. В этих условиях классические лидеры мировой экономики стремятся удержать разрыв в стоимости имущества и укрепить свои позиции с помощью идеи о нематериальных активах, стоимостная оценка которых зависит от уровня корпоративного управления и подтверждающего его рейтинга.
   Государственным органам рейтинги позволяют повысить эффективность надзора за отдельными организациями и всей финансовой системой. Поэтому большинство национальных рейтинговых агентств прямо или косвенно было учреждено по инициативе государства. Информация, предоставляемая посредством рейтингов, может использоваться государственными органами как инструмент отслеживания тенденций развития, регулирования рынка и прогнозирования событий на нём. В США и некоторых странах Юго-Восточной Азии регулирующими органами установлено, что банки, страховые компании и пенсионные фонды не имеют права инвестировать средства в долговые ценные бумаги, если рейтинг эмитента ниже определённого уровня. Тенденция к переводу части принципов и механизмов из категории рекомендаций в законодательно-нормативные требования наблюдается и в странах Европейского союза, а также при регулировании международных рынков капитала. Последний тезис подтверждают решения банковского комитета "Базель-2", принятые на встречах представителей центральных банков и надзорных органов развитых стран с 1997 по 2002 г. в Базеле. В соответствии с ними размер резервных отчислений банка ставится в зависимость от кредитного рейтинга заёмщика. Решения банковского комитета вступили в силу в 2005 г. и поддерживаются МВФ и Всемирным банком. На данный момент около 100 стран поддержали эти стандарты.
   Финансовые посредники, независимые аналитики и рядовые потребители с помощью рейтингов получают возможность отслеживать тенденции на рынке и определяться с собственной стратегией на нём. Рейтинги позволяют им ориентироваться в реалиях, сложившихся в мире, стране, регионе, на отраслевом рынке или его сегменте. Физическим лицам важна экспертная оценка финансовых институтов, образовательных учреждений, организаций здравоохранения.
   Рейтинги важны для всех участников рынка, но приоритет значимости рейтингов принадлежит корпоративному сектору. Любой бизнес регулярно сталкивается с различными сферами жизнедеятельности, отраслями и секторами экономики. Отсутствие информации о процессах, происходящих в смежных областях, информация, ограниченная лишь внутренними оценками, повышают риски и ведут к принятию решений, тормозящих развитие бизнеса. Для оптимальных решений необходима систематизированная и структурированная информация о рынках и их участниках, основанная на оценках независимых экспертов, методично сформированная и максимально объективная. Роль рейтингов в информационном обслуживании предпринимательской деятельности особенно важна для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку они не всегда в силах содержать дорогостоящие группы аналитиков.
   При этом из-за изменчивости современного рынка, "правил игры" на нём, перемен состава участников и рыночных ролей информация должна быть современной, зачастую меняться в режиме реального времени. Кроме того, она должна быть простой и понятной, формироваться на основе общепризнанной шкалы оценок, позволяющей определить состояние и тенденции развития того или иного субъекта, сегмента, рынка, региона. Масштабное накопление информации, её профессиональная обработка, оценка и структурирование, представление в компактной форме ранжированных списков и их своевременная актуализация становятся возможными благодаря рейтингам. Это делает рейтинговую деятельность объективно необходимой на развитых рынках.
   Таким образом, рейтинги используются в деловом сообществе в качестве инструмента регулирования макроэкономики и мониторинга хозяйственной среды, являются неотъемлемой составляющей инфраструктуры финансовых рынков и позволяют оптимизировать многие функции внутрифирменного менеджмента:

  • повысить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта в рамках инвестиционного менеджмента;
  • улучшить деловую репутацию в PR-менеджменте;
  • получить конкурентное преимущество, повысить маркетинговую привлекательность, снизить стоимость маркетинговых исследований;
  • совершенствовать политику заимствований и повысить кредитоспособность в рамках финансового менеджмента;
  • минимизировать стоимость заёмных источников финансирования в управлении затратами;
  • поддерживать коммуникации в информационном менеджменте;
  • выбирать партнёров и основных поставщиков в целях оптимизации логистики;
  • определить и своевременно корректировать стратегию в рамках стратегического менеджмента.

   Реалии рынка и всеобщая заинтересованность в систематизации информации привели к зарождению рейтинговой деятельности: в конце XIX в. - в США, в 70-х годах XX в. - в Европе, Азии, странах Латинской Америки. К настоящему времени практически во всех развитых странах мира сформировались национальные рынки рейтинговых услуг. Поскольку существенную роль на них играют международные рейтинговые агентства (РА), эти рынки во многом интернациональны. Рейтингование превратилось в конце прошлого тысячелетия из национальной индустрии в мировую.
   В качестве основных причин, обусловивших стремительное развитие мирового рейтингового рынка, эксперты выделяют:

  • Ускорение экономической и финансовой глобализации. Усиление и разнообразие мирохозяйственных связей, глобализация финансового рынка, формирование единого валютного пространства в странах еврозоны, развитие международных и национальных рынков долговых обязательств обусловили необходимость стандартизации основных показателей хозяйственной деятельности и создания адекватного инструмента для управления инвестиционным портфелем. В качестве такого инструмента стали использовать кредитный рейтинг.
  • Усиление регулирования рынка капиталов. Создание многих рейтинговых агентств было инициировано государством, рассматривающим рейтинговую деятельность как фактор развития и регулирования рынка капитала. Необходимость усиления такого регулирования возникла в связи с финансовыми кризисами последнего десятилетия.
  • Развитие информационных и коммуникационных технологий. Новые технологии облегчают процесс присвоения рейтинга с помощью математико-статистических моделей, увеличивают разнообразие форм рейтингов, способствуют поддержанию актуальности и качества рейтинга, делают доступной рейтинговую информацию.

   Включение России в мировую экономику стимулирует потребность в независимых внешних оценках. Однако до сих пор рейтинговая деятельность в России находится на этапе становления. Отечественному рынку рейтинговых услуг ещё предстоит сформировать в стране рейтинговую культуру. Ускорить процесс поможет изучение и методическая поддержка рейтинговой деятельности.
   Вопросам рейтингования и рейтинговой деятельности на сегодняшний день посвящены диссертационные исследования. Перечень фундаментальных работ в области рейтинговой деятельности настолько мал, что его можно привести в полном объёме. В нём отсутствуют работы универсального характера, освещающие рынок в целом; вопросы формирования рынка рейтинговых услуг освещены фрагментарно. Большинство исследований привязаны к отраслям, что сужает круг исследуемых проблем. Ударение ставится на банковский сегмент рынка. Не затрагиваются вопросы рейтингования в страховом бизнесе - наиболее крупном финансовом небанковском сегменте рынка рейтинговых услуг. Недостаточно изучены вопросы рейтингования нефинансовых институтов.

1 2 3 | стр.1
Поиск по сайту:
При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на источник обязательна

Copyright © 2003 - 2017   Все права защищены
Сайт Инвестора и Спекулянта «BuLL and BeaR»


Rambler's Top100 Яндекс цитирования